Где искать образовательный оптимизм?
В рамках проходящего в Москве юбилейного 10-ого Гайдаровского форума состоялся круглый стол «Социальные и психологические аспекты цифровизации», на котором российские и европейские эксперты обсудили, как цифровизация влияет на жизнь человека, в том числе на образование.

Александр Асмолов, директор по гуманитарной политике РАНХиГС, обратил внимание присутствующих, что с развитием цифровизации активно растут социальные риски. Перед обществом встал вопрос: жить или рисковать? Выходом из сложившейся ситуации, по его мнению, могут стать тотальные изменения образования.
Александр Асмолов
Директор по гуманитарной политике РАНХиГС, доктор психологических наук, профессор
Только сверхскорости в области переподготовки могут быть ответом на рост неопределенности. Сон разума рождает чудовищ - бессонница рождает новые технологии.

Я обращаю ваше внимание на то, что сегодня говорят не только о технологической сингулярности. Сегодня появляются результаты социальной сингулярности – это риски, связанные с соцсетями. Если раньше мы говорили: «В начале было Слово» или «В начале было Дело», то сегодня мы скажем: «В начале была Сеть». Мы сталкиваемся с невероятно важной вещью: в цивилизованных странах всегда на первом месте был страх смерти, а сегодня страх потери смысла становится главным. Поэтому мы расширяем тезис психолога Виктора Франкла «Человек в поисках смысла" и говорим: «общество в поисках смысла, мир в поисках смысла».
Александр Асмолов обратил внимание на резкий рост скорости обучения. И драма образования – это драма смыслового диссонанса.
Александр Асмолов
Директор по гуманитарной политике РАНХиГС, доктор психологических наук, профессор
Наши наглые дошкольники уже опережают своих воспитателей. Они уже живут в дигитальном мире, а мы, взрослые, в этом мире только учимся жить. Отсюда происходит резкое изменение картины мира. Раньше, когда не было интернета, мы знали, где центр, а где периферия. Где теперь находится центр? Наше сердце становится коллективным разумом. Где искать оптимизм?
В завершение профессор отметил, что в сложившейся ситуации остается невозможным скопировать постоянно усложняющийся разум. Он убежден, что если современное сообщество будет придерживаться проактивной стратегии готовности к переменам, ему будут доступны междисциплинарный и образовательный оптимизм в меняющемся мире современных технологий.