Контроль за реализацией нацпроекта «Образование» уже начался
В рамках дискуссии «Национальный проект «Образование»: 9 жизней регионов», прошедшей на X Гайдаровском форуме, специалисты высказались о проблематике реализации пилотного нацпроекта, о финансировании регионов и способах взаимодействия бизнеса и образовательных структур.

Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, рассказала, что основные расходы в рамках нацпроекта «Образование» берет на себя федерация, в то время, как основной задачей регионов остается повышение зарплат работников системы образования до 100% от средней по региону. Таким образом, на региональные бюджеты ложится достаточно тяжелая нагрузка.
Татьяна Клячко
Директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС
«Федерация выделяет 44 млрд рублей расходов на шесть лет по регионам, но это не очень большие деньги. Мы имеем огромное недофинансирование всех уровней образования. То, что даст нацпроект — это векторы развития, но останется задача нормального функционирования системы общего и дошкольного образования. На регионы еще ложится и среднее профобразование».
Эксперт отметила, что для развития системы образования бюджетные расходы должны быть увеличены до 4,4−4,6% ВВП, в противном случае расходы на одного обучающего значительно сократятся.

С другой стороны, отметила Татьяна Клячко, очень много денег будут расходоваться на образование в рамках других нацпроектов. Прежде всего, это нацпроект «Демография», который должен создать условия для матерей детей до трех лет, обеспечив женщинам возможность вернуться к работе.
Татьяна Клячко
Директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС
«Если говорить о потребителях школьного образования, то примерно 60% родителей удовлетворены условиями, в которых учатся их дети. Тем не менее, улучшения необходимы», — резюмировала Клячко.
Анна Хамардюк
Директор департамента стратегии, анализа и прогноза Минпросвещения РФ
«Что такое контроль и мониторинг в контексте проекта нацобразования? Госпрограмма развития образования — пилотная, в отличие от большинства других программ имеет сложную структуру в виде проектной и процессной части. Эти части при планировании бюджета реализуются по-разному. За счет изменений, которыми двигается система развития образования, начинает оживляться и процессная часть, оживляются механизмы, которые позволяют проводить изменения».
Эксперт отметила, что образование — это, прежде всего, регионы. От 23% до 28% консолидированного бюджета региона уходит на образование, очевиден масштаб. В таком масштабе движение средств особенно четко отслеживается. Инструментом контроля также является история с соглашениями и отслеживанием показателей, которые зафиксированы в соглашениях.

Дополнительным стимулом предоставления объективных сведений и фиксации реальных изменений, по мнению Анны Хармадюк, является система электронного мониторинга бюджета.
Анна Хамардюк
Директор департамента стратегии, анализа и прогноза Минпросвещения РФ
«Контроль за реализацией нацпроекта уже начался. Мы уже получаем отчеты. Мы пока не можем оценить все возможности мониторинга. Но изменения, происходящие на всех уровнях образования, включая дошкольное и среднее профобразование, а также в инфраструктуре, в характеристиках педагогического корпуса, будут фиксироваться в системе мониторинга».