Александр БРЫЧКИН

генеральный директор корпорации «Российский учебник»
EDexpert / №3 ВЕСНА 2018
ED-БЕСЕДА
«ОБРАЗОВАНИЕ, ОСНОВАННОЕ НА BIG DATA»
На вопросы EDexpert отвечает генеральный директор корпорации «Российский учебник» Александр Брычкин. По его мнению, лишь своевременные «умные» инвестиции в человеческий капитал помогут нашей стране не оказаться на задворках мировой экономики.
ЗАДАЧА ГОСУДАРСТВА: СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ

В мае 2017 года на презентации корпорации «Российский учебник» вы заявили об амбициозной миссии — сделать отечественное образование конкурентоспособным на международном рынке. Что вы вкладываете в понятие конкурентоспособности?

Начну с двух важных тезисов. Во-первых, Россия, как и другие страны, вовлечена в процесс глобализации, она является частью мировой экономики. Во-вторых, мир вступает в эпоху экономики знаний, когда наука и технологии становятся главными драйверами роста благосостояния стран. Действительно, если мы посмотрим на ставки процентов по кредитам в мире, то увидим, что они низки как никогда. Капитал стал дешевым и доступным. Аналогичная ситуация складывается и с сырьем. На многих сырьевых рынках наблюдается профицит предложения, товара слишком много. Эта ситуация оказывает давление на цены, и они снижаются. За последние пару-тройку десятилетий технологии и наука стали основным производственным фактором, существенно изменив рынки и индустрии, казавшиеся стабильными. Цифровой контент, мобильный интернет, интернет вещей, социальные сети, «уберизация», совместное использование вещей, искусственный интеллект, робототехника — вот основные тренды современного мира.

Эта ситуация создает серьезные риски для нашей страны, поскольку если отмеченные тенденции будут развиваться, то, вероятно, мы не сможем и дальше поддерживать необходимые темпы экономического роста. Что делать? Как не оказаться на задворках мира? Ответ очевидный — инвестировать в человеческий капитал, потому что именно люди занимаются наукой и разрабатывают технологии. Сегодня конкурентоспособность страны определяется ее человеческим капиталом, талантами. Поэтому нам необходимо развивать систему образования и, главное, инвестировать силы и средства в ее фундамент — общее образование.

Но чему учить современных детей? Какие знания, навыки, компетенции окажутся полезны и будут нужны завтра? Какими должны быть результаты обучения в школе, в вузе? Ответы на эти вопросы и формируют понимание конкурентоспособности образования, и их ищут во многих странах. В ноябре 2017 года на форуме Global Education Leaders Partnership Summit, который проходил в Москве, лидеры образования из разных стран говорили о том, что современным детям придется учиться всю жизнь. Поэтому знания, конечно, важны как основа мировоззрения человека, но гораздо более важным является умение учиться, мотивация к обучению.

Если в мире будущего с высокой степенью вероятности алгоритмизируемую, рутинную деятельность будут осуществлять роботы, то чем станет заниматься человек? Скорее всего, творчеством, генерацией идей, причем не в одиночку, а в командах. Следовательно, конкурентоспособное общее образование должно дать современные компетенции, в том числе навыки коммуникаций, работы в команде, креативности, а также развивать эмоциональный и социальный интеллект.

Если говорить об арсенале средств, с помощью которых можно добиться этих целей, это в первую очередь требования к образовательным результатам и мониторингу их достижения. И хотя сейчас ФГОС содержит требования к метапредметным и личностным образовательным результатам, они носят декларативный характер, поскольку достижение этих результатов не измеряется, изменения не отслеживаются. Нужно совершенствовать требования к образовательным результатам, вовлекая в их обсуждение представителей бизнес-сообщества, работодателей будущего, широкий круг экспертов, в том числе иностранных. Нам не нужно здесь замыкаться в себе. Наоборот, необходим международный обмен опытом, площадки для такого обмена.

Что еще важно для повышения конкурентоспособности — это формирование современной информационно-образовательной среды школы, детского сада. Учебника и даже учебно-методического комплекта недостаточно. Нужны дополнительные источники информации, контента в «аналоговом» и цифровом виде, а также образовательные сервисы и инструменты (параметрические модели, инструменты визуализации, среды программирования и проектирования, сервисы тренировки, контроля и оценивания и т. д.), нужна вычислительная техника, оборудование для 3D-печати, станки с ЧПУ, компоненты для роботостроения, проекционное оборудование. Корпорация «Российский учебник» в 2018 году совместно с ВШЭ проведет исследование с целью сформировать требования к современной информационной образовательной среде школы.

Добиться нашей цели невозможно без поддержки педагогов. С одной стороны, мы должны помочь им справиться с рутиной, чтобы освободить время для реализации действительно важных задач, а с другой стороны — помочь им в развитии. Подготовка к уроку, контроль знаний, формирование документов и отчетов должны отнимать у педагогов значительно меньше времени, и мы пытаемся добиться этого с помощью сервисов «Классная работа» и «Контроль» нашей цифровой образовательной платформы LECTA. Сейчас «Классная работа» позволяет провести примерно 20 % уроков школьной программы практически без подготовки. К концу 2018 года мы охватим этим сервисом всю школьную программу. В прошлом году мы открыли наш корпоративный университет, обучили за IV квартал порядка 6 тысяч учителей и воспитателей. В этом году планируем обучить уже 50 тысяч, увеличив количество доступных курсов повышения квалификации более чем вдвое.

То есть лидеры рынка готовы отчасти взять на себя государственную функцию?

Крупные компании, такие как «Российский учебник», работающие в сфере образования, готовы инвестировать в создание новых продуктов, сервисов и технологических решений для обеспечения конкурентоспособности нашей сферы. Эта готовность реализуется при наличии функционирующего рынка и стабильного нормативно-правового регулирования.

Создание качественного образовательного продукта довольно трудоемкий процесс. Так, например, на подготовку комплекта учебников по одному предмету для одного уровня образования необходимо потратить в общей сложности несколько лет труда авторов, редакторов, художников, корректоров, рецензентов и экспертов. Стоимость создания цифровой образовательной платформы составляет сотни миллионов рублей. Например, наши инвестиции в LECTA составляют около 300 млн рублей. Но, поскольку, с одной стороны, система общего образования недофинансируется, а с другой стороны, действующее нормативно-правовое регулирование не стимулирует, а зачастую и запрещает закупать новые образовательные продукты и сервисы, возникает вопрос о целесообразности таких инвестиций.

На мой взгляд, государство должно сосредоточить свои усилия на целеполагании и механизмах мониторинга достижения результатов, формировании рынка образовательных продуктов, сервисов и решений, а также на обеспечении прозрачной конкуренции за бюджетные средства, выделяемые образовательным организациям на приобретение средств обучения и воспитания. Все остальное могут сделать компании, работающие в сфере образования.

ЦИФРА СО ЗНАКОМ ПЛЮС

Не видите ли вы угроз для нашего рынка образования в связи с проблемой глобализации? Например, в связи с тем, что доступный интернациональный онлайн может потеснить российские продукты.

Если говорить про нашу систему общего образования, то в ней это практически невозможно. Для этого доступный интернациональный онлайн должен локализоваться. Я знаю несколько примеров такой локализации, скажем Brainly, но они не создают угрозу, скорее, стимулируют конкуренцию. Заметьте, кстати, если говорить про цифровую экономику, то у нас много своих национальных чемпионов: «Яндекс» в поиске, Mail.ru в социальных сетях, «Касперский» в антивирусах, «ЛитРес» в электронных книгах и т. д. Полагаю, и с образованием будет так же.

Как вы относитесь к высказываниям об очень скором вытеснении «цифрой» бумажных носителей?

Со здоровым скепсисом. Если говорить про книжный рынок в целом, то доля электронных книг на нем даже в англоязычных странах не превышает 25 %. Причем эта доля стабильна уже несколько лет. В европейских странах доля электронной книги сопоставима с ее уровнем проникновения в России — около 5 %. Характерно, что если смотреть более детальную структуру рынка, то выясняется, что в детской, прикладной и образовательной литературе доля электронной книги значительно ниже, чем в целом по рынку. Электронная книга в этих нишах хуже приживается. Я считаю, что это происходит потому, что в этих нишах ценность продукта для читателя создает не только текст, как в художественной литературе, но и оформление, макет. Макет очень важен для образовательной книги, для учебника. Добиться того, чтобы в электронном виде на разных устройствах, различных экранах макет учебника одинаково хорошо реализовывал те задачи, которые решает макет в бумажной книге, очень сложно, а значит, дорого. Поэтому я не думаю, что «цифра» очень скоро вытеснит бумажные носители. Скорее, «цифра» может дополнить возможности бумажного носителя. Например, сервисы контроля знаний или тренировки навыков.

У вас впечатляющая динамика роста обращений в ваши электронные сервисы. Какие ожидания от этого сегмента в 2018 году и далее?

Мы рассчитываем, что в наши цифровые коммуникации будет вовлечено не менее 30 % российских педагогов (сейчас около 20 %), посещаемость нашего основного сайта вырастет примерно в 1,5 раза. Мы обучим на наших дистанционных курсах повышения квалификации около 50 тысяч учителей, воспитателей, школьных библиотекарей и директоров школ. Мы продолжим тренд на персонализацию методической поддержки педагогов, сделаем ее доступной в любое время из любого места, где есть Интернет.

LECTA по уровню востребованности своих сервисов вырастет более чем в два раза, на ней, как мы ожидаем, будет активировано свыше 600 тысяч лицензий на ЭФУ, платформой будут пользоваться не менее 200 тысяч участников образовательных отношений. Сервис «Классная работа» будет позволять провести без подготовки практически любой урок школьной программы, сервис «Контроль» покроет от 50 % до 70 % потребности российских педагогов в контрольно-измерительных материалах для проведения текущего и тематического контроля знаний и навыков.

И, наконец, в этом году мы начнем строить то, ради чего и занимаемся развитием платформы, — образование, основанное на данных. Мы начнем анализировать Big Data, чтобы строить персональные образовательные траектории учеников, повышая их образовательные результаты.
СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Расскажите, пожалуйста, о курсе на развитие КСО и различных социальных проектов.

Курс на развитие корпоративной социальной ответственности компании — это в первую очередь инвестиции в долгосрочные отношения с сотрудниками компании, органами управления образования и нашей самой широкой целевой аудиторией — учителями и учениками.

Социальные проекты и КСО для нас это такие же инструменты, как и учебно-методические комплекты или цифровые образовательные сервисы. Только инициируем мы их и развиваем для формирования у учеников ключевых компетенций и современной грамотности, а также для реализации воспитательной повестки школы.

Назову лишь некоторые из них. Развитию читательской грамотности посвящен проект «Страна читающая» — это международная инициатива по популяризации художественной литературы среди школьников. Менее чем за два года к проекту присоединилось 38 стран, более 30 000 участников опубликовали свое видеопрочтение стихов или отрывков литературных произведений, которые изучают в школе.

Экологической грамотности посвящен всероссийский проект «Страна экологических троп». Через разные акции мы учим и призываем ребят к экономному потреблению природных ресурсов, вниманию к экологии, формируем понимание о неразрывной связи общества и природы, что требует оценки всех совершаемых нами действий.

Еще один проект направлен на формирование гражданской идентичности. «Страна с великой историей» — это своего рода летопись российского образования. Он собирает сотни историй про школы в разное время. Участники любого возраста делятся воспоминаниями о школах и событиях, которые коренным образом повлияли на их жизнь.

Благотворительность и спонсорство тоже являются частью корпоративной культуры «Российского учебника» и одним из традиционных направлений участия в жизни общества. Ежегодно мы оказываем поддержку региональным детским и школьным библиотекам, улучшая их библиотечные фонды, детским домам, передавая всю необходимую учебную литературу. Мы незамедлительно откликаемся в тех случаях, когда где-то происходят чрезвычайные происшествия, помогаем пострадавшим семьям подготовить детей к школе.

Второй год мы комплексно реализуем проект с нашим партнером, фондом Хабенского, по развитию идей благотворительности среди школьников и учителей. Умение и желание откликаться на чужую заботу, умение объединяться и помогать — это гибкие социальные навыки общества XXI века.
ПИРАТЫ И ПРЕПОНЫ

Как бы вы оценили объем потерь из-за использования потребителем пиратского образовательного контента в сети?

Я не считаю пиратство серьезной проблемой для рынка учебных материалов. Учебники выдают бесплатно в школе, а рабочие тетради, атласы и контурные карты можно использовать только в печатном виде.

Вместе с тем в последние несколько лет в сети приобрели небывалую популярность сайты с готовыми домашними заданиями. Ущерб от них огромный, прежде всего для системы образования. Они дают возможность списать практически все. Мы с такими ресурсами боремся с помощью антипиратского законодательства, но владельцы этих сайтов очень неохотно отказываются от крупного заработка. В конечном итоге до тех пор, пока государство не обратит должного внимания на данную проблему, ситуация не изменится.

Совершенна ли нормативная база книгоиздательского рынка? Существуют ли препоны для его развития?

Есть два момента, на которые я бы хотел обратить внимание. Для большей части печатной продукции (кроме специфических типов изданий, например рекламного характера) в России действует ставка НДС 10 %. Эта ставка распространяется и на учебники. При этом на электронные книги действует ставка НДС 18 %, что, на мой взгляд, довольно странно, если мы выбрали курс на развитие цифровой экономики.

Второй момент связан с введением обязательного электронного экземпляра издания. Вопросов здесь много, но ключевой вопрос состоит в том, что нет гарантии, что этот самый обязательный электронный экземпляр не попадет в Национальную электронную библиотеку и не станет доступным в рамках межбиблиотечного обмена неограниченному кругу лиц. Особенно если это обязательный электронный экземпляр учебной книги, ведь образовательная литература в приоритете Национальной электронной библиотеки.

Казалось бы, что плохого в том, что учебники станут доступны бесплатно, хоть и в электронном виде? В целом ничего, кроме того, что это потенциально может разрушить экономический базис создания учебной литературы. Откуда возьмется в этой ситуации источник средств для выплаты вознаграждения авторам учебной книги? Учебники требуют регулярного обновления. Должны появляться новые учебники. Государство будет решать и эту проблему? Или авторы по каким-то причинам должны делать это бесплатно? В общем, возникает много вопросов. Надеюсь, что эта проблема будет в ближайшее время решена, слышал, что соответствующие изменения в нормативные акты уже рассматриваются.

Беседу вел Денис КРАВЧЕНКО,
издатель журнала EDexpert



СПРАВКА

АЛЕКСАНДР ВАЛЕРЬЕВИЧ БРЫЧКИН —

генеральный директор корпорации «Российский учебник», кандидат экономических наук. Окончил Финансовую академию при Правительстве РФ. 1996–2008 гг. — успешная карьера в банковской сфере. 2009–2015 гг. — работа в «ЭКСМО», отвечал за стратегию развития компаний АО «Национальная книжная сеть» (магазины «Читай-город» и «Буквоед») и ГК «ЛитРес». С 2014 г. включен в работу издательств «Дрофа» и «Вентана-Граф», курировал развитие цифрового контента и сервисов (электронные формы учебников, цифровая образовательная платформа LECTA, проект «Российская электронная школа»). В 2015 г. назначен вице-президентом холдинга «ЭКСМО-АСТ» по развитию бизнеса и инвестициям. За короткое время вывел сайт eksmo.ru в лидеры по посещаемости среди издательских сайтов России, обеспечил запуск официального интернет-магазина холдинга — book24. С апреля 2017 г. генеральный директор корпорации «Российский учебник».



СПРАВКА

КОРПОРАЦИЯ «РОССИЙСКИЙ УЧЕБНИК» —

компания, объединяющая ведущие издательства учебной литературы «Дрофа», «Вентана-Граф» и «Астрель», цифровую образовательную платформу LECTA и компанию по оснащению образовательных организаций оборудованием «Дрофа — новая школа». Издательства, вошедшие в корпорацию, имеют прочные позиции на рынке и 25-летнюю историю, одновременно с этим являясь одними из самых инновационных образовательных организаций России.

В образовательной и книгоиздательской деятельности корпорации «Российский учебник» особое место отведено математике, физике, химии, биологии, географии и технологии, то есть тем предметным областям, развитие которых вносит наибольший вклад в научно-технический и производственный потенциал страны. Консультативную помощь в реализации проектов и создании учебной продукции по этим и другим предметам оказывает научно-редакционный совет, в состав которого входят 20 академиков РАН и РАО.

По данным на 2017 год, издательская корпорация обладает самым крупным портфелем учебников, включенных в Федеральный перечень — 38 %. Корпорация обеспечивает примерно одну треть совокупной потребности российских школ в учебниках.
(с) Издательство журнала EDexpert, 2017
Made on
Tilda